ГОЭЛРО 2: Перезагрузка

Все о завершающем этапе реформирования отечественной электроэнергетики.



Газета.Ru: ЕвроэлектроГазпром

12 янв. 2007 г.

Алексей Топалов

«Газпром» нацелился на покупку электрогенерации в Западной Европе. Интерес понятен: там электроэнергия втрое дороже, чем в России. Кроме того, этим «Газпром» обеспечивает себе устойчивый рынок сбыта собственного газа. А вот в России компания приобретает далеко не самые рентабельные энергоактивы.

«Газпром» продолжает энергетическую экспансию на Запад. На этот раз газовая монополия обратила свой взор не на газораспределительные сети старого света, а на европейские электростанции. «Мы рассматриваем возможность покупки пакетов акций электростанций, расположенных в Западной Европе», – заявил в среду генеральный директор Gazprom Marketing & Trading Limited Виталий Васильев. Он напомнил, что в Великобритании, Франции, Германии и Нидерландах у «Газпрома» уже есть несколько схожих проектов: поставка природного газа и квот на выброс углекислого газа в обмен на электроэнергию. При этом Васильев отметил, что «Газпром» намерен принимать участие во всех этапах производства электроэнергии.

«Нас интересует не только поставка газа и продажа электроэнергии, – заявил гендиректор GM&T, – но и участие в генерации. В настоящее время «Газпром» рассматривает ряд проектов, в которых он может выступить в роли акционера». В конце прошлого года GM&T начал торговлю электричеством и выбросами СО2 в Британии. «Начали с купли-продажи электроэнергии, а теперь получили право ее производить. Заключили сделку с независимым британским производителем – электростанцией Deeside, и с нового года станем поставлять им газ и разрешения на выброс СО2, а у них будем забирать электричество и продавать его на рынке», – рассказал Васильев.

Такая схема более выгодна, чем простые поставки газа на электростанции. Сделку с Deeside в «Газпроме» считают пилотной и намерены внедрить подобные схемы и в других западноевропейских странах. В пресс-службе «Газпрома» «Газете.Ru» объяснили, что газовая монополия намерена стать глобальной энергетической компанией. «Участие в электростанциях Европы укладывается в нашу общую стратегию, – говорят в пресс-службе. – «Газпром» намерен участвовать во всех звеньях цепи, а электрогенерация является финальной стадией». Однако раскрывать подробности проекта и суммы вложений в «Газпроме» сочли пока преждевременным. «Газпром» неоднократно заявлял о своих планах создать «газонефтеэнергетическую корпорацию», – напоминает эксперт ИГ «Регион» Константин Гуляев. – В России «Газпром» является одним из ведущих стратегических инвесторов в электроэнергетику, так что приобретение электроэнергетических мощностей за рубежом является вполне логичным ходом». «Газпром» приобретает иностранные газораспределительные компании, чтобы иметь выход на конечного газового потребителя. «Но потом этот газ нужно продать кому-то, кто им непосредственно пользуется – электростанциям, – говорит аналитик. –
Приобретая зарубежные электроэнергетические активы, монополия обеспечивает себе сбыт собственного газа».

Электроэнергетикой «Газпром» занимается не только за рубежом. В сентябре прошлого года РАО ЕЭС одобрило допэмиссию соей «дочки» «Мосэнерго» в пользу «Газпрома», который и до того владел 30-процентным пакетом «Мосэнерго». После выкупа допэмиссии «Газпром» получит контроль над «Мосэнерго», хотя специалисты и сомневаются в целесообразности такого хода. По мнению экспертов, «Мосэнерго» – актив убыточный и поэтому требует огромных финансовых вливаний, а лишних денег у «Газпрома» нет. По-другому ситуация обстоит в Европе.

«Покупать европейские электростанции для «Газпрома» очень выгодно. Если в России 1 кВт стоит порядка $400–500, то в странах ЕС его цена колеблется от $1 тыс. до $1,5 тыс.», – поясняет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ирина Филатова. Кроме того, в Европе более удобные условия для торговли электроэнергией. «В ЕС правила игры установлены, все определено. Европейский рынок электроэнергии либерализован, чего нельзя сказать о российском, – объясняет Филатова. – У нас менее 10% оптового рынка энергии торгуется по неконтролируемым ценам». Полная либерализация российского рынка электроэнергии осуществится лишь через четыре-пять лет.

0 Comments:

Add a comment